Стиль жизни

У «Целинного» - новые цели

Старый алматинский кинотеатр превращается в модный центр искусства Казахстана.
Центр основан казахстанским бизнесменом Кайратом Боранбаевым. Реконструкция «Целинного» начнется в конце 2018 года под руководством британского архитектора Асиф Хана. Его задача – трансформировать здание в мультифункциональное пространство под названием «Центр современной культуры». Ну а пока там проходит проект «Начало» при участии московского Музея современного искусства «Гараж». Три части экспозиции – архитектурная, художественная и кинематографическая – отражают программу и задачи будущего центра современной культуры.

Интрига проекта в том, что сейчас мало кто может точно сказать, что же такое современное искусство. В том числе, казахстанское. Проект «Начало» не дает однозначного ответа, его, возможно, вообще не существует. Об этом «&» и разговаривал с организаторами.
Джамиля Нуркалиева
Руководитель Центра современной культуры «Целинный»
Думаю, что Казахстан может похвастать потрясающим количеством художников, которые работают в этом направлении – современное искусство. Несмотря на то, что у нас до недавнего времени отсутствовали институции, которые занимались изучением и сохранением такого искусства, тем не менее, у нас обширная и очень яркая художественная среда.

На мой взгляд, появление центра современной культуры поможет выстроить диалог между художником и обществом. Наше пространство может стать платформой для такого диалога, появления новых идей и концепций. У художников будет возможность иметь доступ к передовым технологиям посредством наших мастерских и поп-ап лабораторий внутри Центра. Мы хотим поддерживать художественные и исследовательские проекты, развивать молодые таланты. Также мы заинтересованы в создании квалифицированных специалистов, которые могут работать в сфере искусства. Мы хотим, чтобы не только художникам было хорошо, но и кураторам, архитекторам, сценографам… Хочется, чтобы и графические дизайнеры понимали, как работать с такими проектами. Чтобы у нас работали потрясающие гиды, библиотекари, исследователи. Надеюсь, мы станем центром притяжения таких людей и идей. Но не единственным в Казахстане.

Рассчитываю, что «Целинный» станет наглядным примером того, как можно работать с искусством и культурой. Многое ведь еще зависит от среды, в которой развивается современное искусство. Надо развивать рынок, который пока не функционирует в полную силу из-за отсутствия системности. На базе нашего центра мы как-раз хотим показать, как выстраивать партнерство между инвесторами, коллекционерами, спонсорами, зрителями. Аудитория и бизнес готовы к этому взаимодействию, в этом я абсолютно уверена. Точно также и весь мир открыт для наших идей и проектов. Кроме «Гаража» у нас развивается сотрудничество с институциями других стран. Мы изучили более 30 международных организаций и теперь с некоторыми из них готовим подписание меморандумов. Следите за нашими новостями, мы обязательно сообщим, с кем какое партнерство получается, какие совместные выставки будем проводить.
Антон Белов
Директор Музея современного искусства «Гараж»
Мне кажется, современное искусство развивается в разных направлениях, нет какого-то одного тренда. Много интересного происходит вокруг: течения, школы. Они могут быть совершенно разными.

В «Гараже» мы все это исследуем: социально-политический контекст, работу с пространством и фигурой, медиа, инсталляции, скульптуру, живопись, перфоманс... Как главный музей современного искусства в России мы сканируем все эти сферы и архивируем самое значимое.

Становится очевидным, что нам сейчас не хватает зафиксированной истории современного искусства, начиная с 1950-х годов. Это большой пласт работы, который предстоит сделать. Я бы начал эту историю с Ильи Кабакова, выходца из Советского Союза и ставшего известным за рубежом, и дальше вовлек в нее целую плеяду молодых художников. Вопрос в том, как эту историю вплести в международную, и как дальше выстраивать коммуникации со всем миром. Думаю, мы сейчас перестали бессмысленно копировать зарубежное искусство, начали осмыслять самих себя и фиксировать свою идентичность.

В следующем году в Москве планируем провести конференцию, позовем казахстанских специалистов в области искусства, будем обсуждать, что у нас общего, а что – разного. Как влиять друг на друга, как жить вместе. Почему мы, например, поддерживаем центр современной культуры «Целинный»? Потому что считаем, что искусства наших стран должны взаимодействовать не через правительства, а напрямую: художники – с художниками, кураторы – с кураторами, центры – с центрами, музеи – с музеями. Так будет проще коммуницировать и создавать что-то новое. Обязательно с «Целинным» будем делать совместные выставки, исследования, библиотеку, издательские проекты.

Вместе с тем, Казахстану нужно делать самостоятельные шаги по развитию своего современного искусства: создавать институции, проводить больше выставок, выпускать книги и показывать фильмы, чтобы люди обсуждали, что происходит в этой сфере. Одним словом, люди должны больше узнавать, неважно каким способом – через живые лекции или онлайн-курсы. Да, для этого должна вырасти экспертиза, что мы сейчас и наблюдаем. Только в центр «Целинный» было набрано 20 специалистов из области искусства. Еще два таких центра, несколько тематических изданий, библиотека, курсы в вузах, бакалавриат и магистратура – вы оглянуться не успеете, как вырастет целое поколение, необязательно знающих, но любящих современное искусство. Если говорить об образовании, то совместно с Высшей школой экономики мы сейчас запускаем магистратуру, планируем, что будут студенты из Казахстана.
Меруерт Калиева
Искусствовед, основатель Aspan Gallery, куратор выставки «На углу: город, место, люди»
Современное искусство Казахстана – это очень интересная сфера, у нас очень много хороших художников во многих регионах страны. Появилось целое поколение молодых художников, которые неустанно работают и не боятся устраивать собственные выставки. Они делают очень амбициозные проекты и не боятся критики. На выставке «На углу: город, место, люди» вы видите несколько таких работ. Бросается в глаза отличие. Старшее поколение художников, безусловно, много изучает и, возможно, даже вдохновляется зарубежным искусством, но их, в конечном счете, привлекает местный контекст. У молодых же художников гораздо меньше якорей, которые привязывают к локальной картине мира. В этом смысле, когда мы ищем свой путь развития современного искусства, нам надо приобщаться к мировой карте. В России развиты фонды и музеи, проводятся биеннале, но много интересного происходит и в других странах, где творческий процесс хорошо поставлен. Там государство выделяет большие деньги на творческие инициативы. Например, в скандинавских странах уделяется много внимания искусству. Во Франции и других европейских странах. На примере «Целинного» мы видим, что тоже двигаемся в этом направлении.
Справка

Первая часть проекта «Начало» - выставка «Открытый архив. Алматы» посвящена истории построенного в советскую эпоху здания кинотеатра «Целинный», которое рассматривается в контексте сложившейся в 60–80-е годы прошлого столетия архитектурной и культурной идентичности Алматы. В основу этой части проекта, куратором которого является архитектор Екатерина Головатюк, легло длившееся более двух лет исследование историков архитектуры Анны Броновицкой и Николая Малинина. Оно проводилось в сотрудничестве с Музеем современного искусства «Гараж», фотографом Юрием Пальминым и алматинским архитектурным сообществом.

Вторая часть проекта представляет актуальное искусство Центральной Азии. Выставка «На углу: город, место, люди», куратором которой выступила Меруерт Калиева, объединила современных художников разных поколений, в том числе таких международных звезд, как Ербосын Мельдибеков, Бахыт Бубиканова. Художники представили как уже известные зрителю работы, так и созданные специально для выставки проекты, взаимодействующие с пространством кинотеатра.

Третья часть объединила в публичной программе кинопоказы, лекции, дискуссии, воркшопы и экскурсии. А также специальные показы культовых фильмов казахстанских режиссеров и советской документалистики.

Расписание всех событий публичной программы доступно с 14 сентября 2018 года на сайте www.tselinny.org, а также на страницах центра в социальных сетях: Facebook, Instagram.
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda