бизнес

Как заработать играючи?

Во всем мире киберспорт привлекает уйму рекламодателей и инвесторов. В Казахстане – все только начинается.
Об этом в интервью «&» рассказал основатель киберспортивной академии ProgressGaming
Георгий Петриашвили.
Георгий, насколько быстро эволюционирует киберспорт в Казахстане? Какие тенденции происходят в мире в этой сфере, и какие из них уже заметны в Казахстане?

Эволюция киберспорта в Казахстане, как и в любой другой стране мира, связана с несколькими вещами. В первую очередь, это тоже спорт. А популярность любого вида спорта зависит от того, насколько спонсоры и инвесторы заинтересованы вкладывать в него деньги. Их же в свою очередь привлекает аудитория.

В Казахстане 400 тыс. - 500 тыс. активных игроков (данные платформы Steam - Ред.), которые тратят $150 млн в год на игры и внутриигровые покупки. Данная целевая аудитория должна быть интересна спонсорам из FMCG сектора, а также телеком- и интернет-компаний, поскольку это их потенциальные потребители. Возникает резонный вопрос - почему тогда спонсоры не очень торопятся приходить в казахстанский киберспорт? Как и в любом другом бизнесе здесь существует ряд подводных камней. PR-сообщество не хочет прибегать к подобным активностям, не желая рисковать из-за неприятия игровой культуры обществом и низкого уровня менеджмента многих организаций в сфере киберспорта. Причем плохой уровень организации сотрудничества еще на этапе зарождения казахстанского киберспорта больше всего повлиял на негативное восприятие индустрии у рекламистов и PR-специалистов.

Наша академия ProgressGaming пытается решить проблемы такого уровня. Мы решили начать по примеру традиционных видов спорта с создания инфраструктуры. В какой-то момент мы начали сравнивать текущую ситуацию в казахстанском киберспорте с ситуацией в том же футболе 100 лет назад, когда рабочие заводов, фабрик, комбинатов и компаний собирались, чтобы играть друг против друга. Все начиналось с того, что они сами устраивали турниры. Со временем стали появляться профессиональные клубы, ассоциации, рекламные контракты. Точно также сейчас обстоит ситуация в киберспорте. Как не получится хорошего футболиста из парнишки, который пинает мяч только в своем дворе, точно также не получится и хорошего игрока в киберспорте без профессионального подхода. Игрокам нужны тренеры, условия, менеджеры и так далее. Даже талантливый игрок не всегда может найти себе профессиональную команду. Поэтому одной из наших задач является продвижение игроков в качестве спортивных агентов, что на данный момент нам успешно удается, поскольку уже многие игроки из академии получили профессиональные контракты благодаря нашим активностям. Что отрадно, появляется все больше новых команд, некоторые из которых даже входят в число лучших в Европе. Также востребованными становятся отдельно взятые спортсмены, которые выступают за зарубежные клубы.
На развитых рынках гораздо лучше развита инфраструктура киберспорта?

Например, в США киберспорт среди миллениалов также популярен как хоккей и бейсбол, которые считаются национальными видами спорта. Цифры говорят сами за себя: в 2015 году американская аудитория потратила $3 млрд на игры и внутриигровые покупки. В США сейчас бренды не просто заинтересованы во внедрении рекламы в киберспорт, там идет настоящая война. «Miami Heat», «Houston Rockets», «Boston Celtics» уже давным-давно имеют свои киберспортивные команды. Самый крупный на сегодняшний день киберспортивный ежегодный турнир – «The International» . Первый раз он проходил в Германии в 2011 году. Дальше история турнира связана только с Северной Америкой. С 2012 года так называемый клубный чемпионат мира по DOTA 2 «The International» проводился только там. К слову, призовой фонд в 2012 году составлял $1,6 млн, а в 2018 – уже $25,5 млн, что тоже о чем-то должно говорить. Интересный факт: в финале последнего «TI» встретились команды с названиями «PSG.LGD» и «OG Red Bull». Я хотел бы сделать акцент именно на название команд Paris Saint-Germain (французский футбольный клуб) и Red Bull. А их матч смотрело 14,9 млн человек со всего мира в интернете, и 19 тыс. человек присутствовало на арене.

Корея и Япония также лидеры в киберспорте. Об этом говорит хотя бы тот факт, что их киберспортсмены являются супер звездами. А в Европе многие футбольные клубы имеют свои киберспортивные команды, что уже давно не воспринимается там как что-то из ряда вон выходящее. Это полноценный спорт, со своими звездами, аудиторией и всеми прилагающимися факторами.

Но у нас, наверное, все-таки есть удачные примеры инвестирования в киберспорт в Казахстане? В чем причины успеха и провала?

Удачный пример инвестиций в казахстанский киберспорт по большей мере является исключением, в отличие от кейсов ближнего и дальнего зарубежья. Большинство людей видят большие перспективы в проведении турниров, не обращая внимание на инфраструктурное развитие. Как итог большинство инвесторов разочаровываются в киберспортивной индустрии после проведения 1-2 дорогих ивентов. Индустрия не получает развития, инвесторы не получают денег. По одной только дисциплине CS:GO по всему миру проводится 2 500 турниров различного уровня. Из-за такого количества соревнований сильные и популярные команды физически не успевают участвовать в турнирах казахстанского масштаба, где маленькие призовые и небольшая аудитория. Лучшим же примером инвестирования в казахстанском киберспорте до сих пор остается «Arbalet» – казахстанский меценат, активно инвестирующий в киберспорт в начале 2000-х. Именно под его руководством были созданы такие киберспортивные организации как «NatusVincere» и «Astana Dragons» –первые команды из стран СНГ, ставшие чемпионами мира в своих категориях. Очень удачен кейс команды «Tengri Esports». Из этой команды были проданы два игрока в организацию Gambit, ныне являющуюся российской, с суммарной стоимостью около $150 тыс. На просторах Казахстана успешные кейсы строятся на двух вещах: активное развитие команд и отдельных игроков. Проведение турниров остается относительно привлекательным, но параллельно рискованным шагом, который, к сожалению, общего развития индустрии не дает.
Создать и содержать киберспортивный клуб стоит гораздо дешевле, нежели футбольный, волейбольный или баскетбольный, а вот вероятность стать чемпионом мира, получая финансовую, имиджевую и спортивную выгоду, гораздо выше.
Кто из бизнеса сейчас заинтересован в развитии киберспорта в Казахстане и какой вклад делает?

Я уже говорил про влияние брендов на киберспорт. Те компании, которые не боятся искать новые пути, те, кто ищет новую аудиторию, и те, кто прогрессивен, заинтересованы больше всего. Недавно прошел турнир «Altel Cyber games», в котором участвовало 350 команд, а на одной из крупнейших спортивных арен Алматы собралось около 3 тыс. человек. К нам обратилась компания «Alser» для создания для них профессиональной команды, там тоже работают настоящие профессионалы, знающие своего клиента и тренды на рынке. В целом, когда ведем переговоры, задача усложняется вдвое - сначала надо продать киберспорт, а уже потом ProgressGaming.

Какие рекомендации вы бы дали инвесторам, чтобы получить эффект от вложений в киберспорт?

Любой инвестор смотрит на цифры. Объем рынка по миру и в Казахстане растет. Аудитория поклонников и игроков растет. Призовые фонды турниров растут. Однако, не стоит ждать быстрых денег от инвестиций в киберспорт. Это кропотливый труд, который нужно начинать с инфраструктурных моментов, с создания тренировочных баз, с подготовки квалифицированных кадров, которых индустрия требует как воздух. Если есть база, где тренируются игроки, значит есть, из кого выбирать в команды, значит есть, кого продавать в другие клубы, значит есть аудитория. Любой предприниматель, держащий нос по ветру и чувствующий жажду завоевания новых рынков, а плюс ко всему и победы своей команды, должен быть заинтересован в киберспорте. Стоит отметить, что создать и содержать киберспортивный клуб стоит гораздо дешевле, нежели футбольный, волейбольный или баскетбольный, а вот вероятность стать чемпионом мира, получая финансовую, имиджевую и спортивную выгоду, гораздо выше.

Спасибо, Георгий, за интересную беседу!
Олег Хе
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda