Бизнес

Откуда приходят CEO?

Таким вопросом задались участники
VI Казахстанского HR-форума, планируя сблизить
HR-специалистов и первых руководителей компаний.
Еще в преддверии мероприятия наша редакция решила опросить местных CEO, чтобы разобраться, какую самую главную задачу они ставят перед HR-директорами и обсудить актуальные HR-тренды.
На самом мероприятии с легкой подачи организаторов «препарированию» уже подверглись сами CEO. Разобраться в качествах, компетенциях и приоритетах первых руководителей предстояло уже HR-специалистам и собственникам бизнеса.

Для начала модератор соответствующей панельной дискуссии CEO Centras Ельдар Абдразаков предложил каждому из спикеров, дать свою характеристику первым руководителям. И вот, что из этого получилось:
СEO - это системный администратор.
Марат Баккулов,
председатель СД «Алматинского вентиляторного завода»
CEO – это лидер, вдохновитель, визионер.
Аскар Байтасов,
CEO AB Restaurants
CEO, как мама, она и врач, и аниматор, и мать. То есть CEO - это человек, у которого много лиц. Он и мотиватор, и скорая помощь, и кризис-менеджер
Яна Агарунова,
сертифицированный фасилитатор YPO

CEO – это человек, который настолько смел, что берет в команду людей сильней себя.
Наталья Бекбатырова,
Human Capital Leader PwC Eurasia
CEO – это человек, который дает людям понимание, как их сегодняшняя работа приведет к завтрашнему результату
Мадина Абылкасымова,
министр труда и социальной защиты населения РК
Затем Ельдар Абдразоков привел интересную статистику из свежего выпуска Harvard Business Review, согласно которой 80% успешности CEO зависит от финансовых результатов компании, которой он управляет. Исходя из этого возник интересный вопрос: из каких областей вырастают и приходят лучшие первые руководители?

Наталья Бекбатырова привела из своей практики примеры двух сильных CEO: «Один из них был из продаж, и я, кстати, недооценила его вначале, поэтому он сильно меня удивил. А второй – из финансов».

В свою очередь Марат Баккулов тоже поделился не менее интересным опытом: «CEO моей компании пришел из продаж. Кстати, продажи составляют 60-70% успеха компании, поэтому это вполне логично. Финансиста я тоже пробовал брать на позицию первого руководителя, но он мне чуть не закрыл завод из-за экономической нецелесообразности».

А вот Аскар Байтасов поделился с залом выдержками из исследования, которое ему недавно приходилось читать: «Последние 10-15 лет чаще первыми руководителями становятся маркетологи. При этом тенденции последних 3-4 лет показывают, что на первый план также начинают выходить и HR-специалисты. И это не удивительно, потому как сегодня эмпатия, эмоциональный интеллект и умение работать с людьми становятся важнее, чем технические способности организовывать процесс. Да и к тому же, у многих процесс уже организован. А вот вопросы: как подобрать правильных людей, как их замотивировать и как с ними работать – остаются открытыми. Поэтому HR-специалисты сейчас и преуспевают».

Управляющий партнер Human Resources in High Definition Лариса Ермошкина поддержала Аскара и отметила, что ее пятнадцатилетний опыт работы в международной компании тоже подсказывает – лучшее руководители приходят из маркетинга. Однако это больше характерно именно для международных организаций. В целом же, по словам Ларисы, каждой компании нужен свой конкретный человек, который может быть:

– финансистом, если это жесткая компания, ориентированная на цифры и на четкие ясные задачи;

– HR-специалистом, если компания, ориентирована на поиск голубого океана и прорывные проекты;

– IT-специалистом, который формирует команду под стартап или использует agile, scram и т.д.

«Каждая компания должна найти своего конкретного CEO, который выведет ее на принципиально новый уровень», – отметила она.

А вот, по мнению зала, которому в интерактивном режиме предложили поучаствовать в голосовании, лучшие CEO в Казахстане вырастают из продавцов (35% голосов), на втором месте оказались HR-менеджеры (23% голосов), на третьем месте финансисты (22% голосов) и лишь на четвертом маркетологи (8% голосов). Среди предложенных вариантов также были технические директора и IT-менеджеры, но так как они набрали мало голосов, организаторы форума решили считать результаты по ним статистической погрешностью.

Ельдар Абдразаков объяснил такой расклад тем, что «продажники» ориентированы на результат, а финансисты - на экономическую целесообразность (прежде чем что-то сделать, это должно быть рассчитано и доказано). Иными словами это то, на что собственники бизнеса в казахстанских реалиях и делают ставку.

В свою очередь Лариса Ермошкина подчеркнула: «Такие результаты голосования могут быть связаны и с тем, что продавцы и HR-специалисты больше всего работают с людьми и, так или иначе, выстраивают отношения.
Марат Баккулов же отметил, что на самом деле все зависит от сферы бизнеса. В результате участники панельной дискуссии вновь начали спор, что побудило Ларису задать вопрос: А как вы представляете себе Стива Джобса? Кто он из этих категорий?

Яна Агарунова отметила, что его нет в перечисленных вариантах, поскольку он мечтатель. А вот, по словам Мадины Абылкасымовой, Стив Джобс – феномен. «Многие из предложенных категорий можно к нему отнести, но прежде всего он был технический гений, который хорошо понимал, что хочет публика», – пояснила она.

Однако с этим не согласился Аскар Байтосов: «Я бы его техническим гением не назвал, так как были другие люди в его команде отвечающие за разработки. На мой взгляд, Стив Джобс яркий пример визионера, маркетолога и романтика, что ближе к той категории, которая сегодня у нас набрала 8%».

В свою очередь Марат Баккулов отметил, что лишь романтики считают Стива Джобса романтиком, тогда как на самом деле, он хороший организатор. Кроме того Марат сделал ремарку о том, что если обратиться к казахстанским реалиям, некоторым компаниям нужен в качестве CEO человек, который будет хорошо разбираться в GR (взаимодействие с органами государственной власти – Ред.).

«Как видите разные характеристики. Он и маркетолог, и технический гений, и мечтатель, и романтик. Я бы назвала Стива Джобса HR-менеджером. Да он был жестким HR-ом, но он создал команду, которая вытянула его в лидеры. То есть у CEO несколько лиц», - прокомментировала ответы других участников Лариса Ермошкина.
На что Ельдар Абдразов парировал, отметив, что у него есть друзья, которые работали в команде Стива Джобса и по их словам, он был далеко не романтик, в связи с чем работать под его руководством было непросто. «Поэтому я бы назвал Стива Джобса – спортсменом, для которого желание добиться своего было важнее, нежели команда», - сказал Ельдар.

А вот в выборе наиболее важных компетенций для первых руководителей спикеры вместе с залом уже проявили единодушие.

В результате интерактивного голосования аудитории на первом месте оказалось лидерство (45% голосов), на втором - стратегическое видение (27% голосов), а на третьем - управление талантами (11% голосов).

С таким раскладом согласились и участники дискуссионной панели. Однако при этом Марат Баккулов, который к слову, тоже выделил лидерство как самую важную компетенцию, сделал ремарку о том, что иногда сильный лидер в лице CEO может быть угрозой для акционеров. «Так, например, один из таких первых руководителей при уходе из моей компании увел за собой всю команду», - пояснил он.

Ну и, завершая дискуссию, спикеров попросили поделиться своим видением, кто такой лидер.

Лариса Ермошкина, например, отметила, что это аутентичная личность, которая, прежде всего, берет ответственность за самого себя. Кроме того, по ее словам лидер готов меняться и обучаться на протяжении всей жизни.

С этим согласился и Аскар Байтасов, по словам которого современный лидер, прежде всего, осознан и понимает, что он хочет, как этого добиться, а самое главное, может все это правильно донести до своей команды.

Яна Агарунова отметила, что лидер - это тот, кто живет по душе. В этом ее поддержала и Наталья Бекбатырова, которая считает, что неважно из какой области пришел CEO (продажи, финансы, маркетинг, HR, IT и т.д.), главное чтобы его действия шли от сердца, чтобы и ему верили, и он доверял своей команде.

На что Марат Баккулов, в силу специфики производственного бизнеса, заметил, что на некоторых предприятиях, лидер должен уметь проявлять жесткость, нежели выше перечисленные качества.

В свою очередь Мадина Абылкасымова добавила, что при лидерском подходе результат должен достигаться не любой, а лучшей ценой. Также, по ее словам, для лидера должно быть важным умение принимать тяжелые решения и нести за них ответственность.

Подытожить получившийся портрет лучшего первого руководителя для казахстанского рынка, попробовал модератор Ельдар Абдразаков, охарактеризовав его как брутального продавца с элементами аутентики и эмпатии.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda