Бизнес

Корпоративные ловцы счастья

Счастливый сотрудник = счастливый клиент = успешная компания.
Книга основателя крупнейшего американского интернет-магазина обуви Zappos.com Тони Шея «Доставляя счастье» мало кого оставляет равнодушным. Исключением не стали и топ-менеджеры казахстанского строительного холдинга BI Group, которые пришли к осознанию, что строительство счастья нужно начинать со счастливых сотрудников.

Для этого в холдинге пересмотрели ценности и начали совершенствование корпоративной культуры. Помочь в этом казахстанской компании взялись консультанты из США - Delivering Happiness во главе с Дженн Лим, которая много лет внедряет культуру счастья по миру. Эту тему они начинали с Тони Шеем еще в компании Zappos. В BI Group поставили абмициозную цель – выстроить культуру счастья и сделать ее устойчивой.
Справка

Zappos — пионер по внедрению методов менеджмента, компания построена по принципу холакратии: работает самоорганизующимися группами, без менеджеров среднего звена. В 2010 году основатель компании Тони Шей и его корпоративный консультант Дженн Лим открыли консалтинговое подразделение Delivering Happiness. В числе их клиентов более 160 компаний, включая Facebook, Audi, Hilton, MorganStanley и другие.
Зарубежные эксперты по счастью приезжали в Казахстан, чтобы изучить текущую корпоративную культуру BI Group и пообщаться с сотрудниками. На этом этапе удалось выявить сильные стороны компании и области для дальнейшего развития команды численностью 7000 человек.

Это послужило толчком для формирования новых ценностей BI Group и появления программы по улучшению корпоративной культуры, получившей даже собственное название – BI Happy Challenge.

«Наш путь к строительству новой корпоративной культуры начался с выявления зон для развития. А когда стало ясно, над чем непосредственно необходимо работать, в компании создали Комитет по культуре счастья. В него вошли первые руководители, с которыми первоначально согласовываются все изменения. Еще одним «элитным отрядом» в BI Group стала команда амбассадоров по счастью, которая занимается внедрением инициатив на местах. Вот конкретный пример: в ходе проведенного анализа корпоративной среды оказалось, что благодарность расценивается сотрудниками, как один из факторов прогресса. Это стало отправной точкой для выработки соответствующей привычки в коллективе. Для чего амбассадоры предложили инструмент – WOW-карточки благодарности», – делится руководитель Отдела Счастья BI Group София Акмешева.

Амбассадоры счастья прошли специальное обучение и вошли в число внутренних тренеров холдинга. На данный момент 16 мотивированных сотрудников – агентов позитивных изменений корпоративной культуры – проводят тренинги для остальных сотрудников.

«Сначала реализовали пилотный проект, как раз на амбассадорах эту программу тестировали. Мы давали обратную связь – что нам нравится, а что нужно улучшить. После реализации пилотного проекта, нас спросили: «Кто хочет обучаться на внутренних тренеров по программе BI Happy Challenge?». Меня заинтересовало предложение. В итоге мы прошли двухнедельное обучение. Было очень интересно, к нам приезжали сотрудники Delivering Happiness. Мы тщательно анализировали наши процессы и ценности, обсуждали аспекты нашей культуры и теперь многие вещи я применяю не только в работе, но и в жизни», – рассказывает тренер Центра счастья BI Clients, амбассадор Мадина Ахметкалиева.
Мадина Ахметкалиева,
тренер Центра счастья BI Clients, амбассадор
По ее мнению, чтобы культивировать устойчивое счастье, необходимо его практиковать и вводить привычки в жизнь: «Часто в рутине мы забываем о том, что наш коллега – это не просто бизнес-единица или функция, а, прежде всего, живой человек, которому нужно уделить внимание, поговорить, в каких-то случаях поблагодарить и поддержать. Я надеюсь, что шаг за шагом вместе мы сможем поменять нашу культуру и станем более счастливыми и осознанными».

С Мадиной соглашается и старший SMM-менеджер, амбассадор счастья и тренер BI Happy Challenge Индира Кашкынбаева: «Являясь внутренним тренером, я провожу много тренингов по командообразованию и адаптации новых сотрудников. Поэтому, когда я узнала о программе, подумала: «Мне точно нужно быть там!». Планирую делиться идеей корпоративной культуры счастья с новыми сотрудниками с первых дней их работы в компании».
Индира Кашкынбаева,
старший SMM-менеджер, амбассадор счастья
и тренер BI Happy Challenge
Как научиться быть счастливым

Узнав об изменениях в корпоративной культуре BI Group, редакции «&» стало интересно изучить опыт амбассадоров счастья в отечественной корпоративной среде. В связи с чем мы отправились на один из тренингов BI Happy Challenge в Алматы. Там нам удалось пообщаться с сотрудниками BI Group, а также узнать много интересного.

Например, что людям априори свойственно быть счастливыми. Исследователи феномена счастья выделяют три направления, которые могут повлиять на ощущение себя счастливым человеком. Это генетическая предрасположенность, обстоятельства и факторы, на которые мы можем повлиять. И наиважнейшим, как оказалось, является первый, который говорит о том, что у человека есть генетическая предрасположенность к счастью.

Проблема большинства из нас – в синдроме отложенного счастья. Люди всю жизнь ждут чего-то и не хотят жить лучше прямо сейчас, откладывая на потом не только дела, но и планы на счастливую жизнь. Как правило, мы связываем свое ощущение счастья с рядом факторов и обстоятельств, которые, как мы думаем, мешают нам быть счастливым в настоящем. Так, часто можно услышать, что кому-то для счастья необходимо повышение зарплаты или получение новой должности, покупка жилья или автомобиля. Помните, как у Печкина, героя мультфильма «Простоквашино»: «Это я почему раньше злой был? Потому что у меня велосипеда не было!».

На самом деле, ощущаем мы счастье в данный момент или нет, зависит от нас самих. И уж определенно, нельзя быть счастливым по часам. Например, в нерабочее время, что можно отнести к одной из распространенных установок, навязанной нам чужим жизненным опытом. Кстати, в отличие от подобных установок, счастье нельзя навязать, им можно лишь поделиться. Задав правильный настрой и образ позитивного мышления в рабочей среде, можно не только самому чувствовать себя в потоке, но и создать комфортную атмосферу для своих коллег.

«Почему мы транслируем счастье только вечером, закрыв за собой дверь офиса? Счастливым можно и нужно быть на работе. Потому что наше настроение и эмоции передаются окружающим людям – коллегам, клиентам», – отмечает Индира Кашкынбаева.

К слову, именно эта идея больше всего находит отклик у сотрудников BI Group, которые проходят сейчас специальные тренинги BI Happy Challenge. Позитивная, дружественная атмосфера в коллективе, по их словам, больше всего мотивирует работать в такой непростой и ответственной сфере, как строительство. Поэтому участники тренинга много говорят о том, почему важно не забывать о словах благодарности в рабочие моменты, как лучше приободрить коллег, вызвать на доверительный диалог.
Справка

Если взглянуть на Пирамиду потребностей Маслоу, можно заметить, что признание находится на одной ступени с достижениями, мастерством и уважением.
«Действительно, в рутине мы часто не замечаем, что забываем об элементарной благодарности. И если проанализировать, легко понять, что такое поведение становится характерным не только на работе, но и дома. Осознав это, я решила начать со своей дочери. Буду в первую очередь сама благодарить ее и, надеюсь, она тоже приобретет такую привычку. В общении с коллегами, я также стала чаще обращать на это внимание. Вчера, например, после тренинга, я поблагодарила коллег, которые отобрали меня для участия в данной программе. Для меня – это позитивный сигнал, что кто-то верит в мои силы и дает возможность развиваться. Сейчас я еще больше горжусь своим домом и люблю своих жителей, которые тоже по достоинству меня оценили, судя по количеству хороших отзывов в мой адрес. Поэтому я хочу реализовать одну из идей, пришедших мне на тренинге и поблагодарить жильцов своего ЖК на ближайшем Форуме клиентов», – делится менеджер объекта «Жаңа Жетісу» Диана Адылгазова.
Диана Адылгазова,
менеджер объекта «Жаңа Жетісу»
О том, как новая корпоративная культура сильнее сближает сотрудников холдинга, нам рассказал менеджер по подбору персонала компании BI Construction Юрий Сомик.

«За эти два дня тренерами проведена непростая работа. До BI Group я работал во многих крупных компаниях, но там счастью сотрудников уделяют мало внимания. Чаще всего человек – это винтик в большой системе. В BI Group и раньше относились к командному духу с большим вниманием, поэтому трансформация корпоративной культуры усилит нас еще сильнее. Программа напоминает нам о счастье, о том, что нужно получать удовольствие даже от рутинных моментов на работе. Это сближает нас с коллегами и показывает их с другой стороны. Причем командообразование укрепляется не только внутри дочерних компаний, но и на уровне всего холдинга. Мы лучше узнаем друг друга», –делится он.
Юрий Сомик,
менеджер по подбору персонала
компании BI Construction
Кроме того, по мнению Юрия, тема счастья актуальна для BI Group, поскольку компания часто берется за смелые, а потому трудные проекты.

«Несмотря на какие-то сложности, мы пытаемся сделать все качественно и в срок. В связи с этим бывает, что люди задерживаются на работе. Если быть честным, в такие моменты (в условиях малого комфорта и недостатка времени) счастье на минимуме. Happy Challenge помогает нам справиться с этим и учит, как создать в коллективе мотивирующую атмосферу», – поясняет он.
Между тем, участники программы также изучают результаты исследований других компаний, воплотивших идею культуры счастья в своей корпоративной среде. А именно – как это влияет на доходность компании, текучесть кадров, производительность сотрудников, генерацию инновационных идей и привлекательность HR-бренда.

Например, один из крупных застройщиков Каира, Dar Al Mimar Group (DMG) продолжает лидировать не только в предоставлении больших площадей и условий для клиентов, но и для их сотрудников. Так в начале 2019 года компания DMG, которая, как и BI Group является клиентом Delivering Happiness, получила сертификат «Лучшего работодателя». Интересно также и то, что после этого компания начала внедрять опыт трансформации и на государственном уровне.
Справка

Эффект от инвестиций в корпоративную культуру счастья может выражаться в увеличении производительности сотрудников и росте продаж. Так в своей книге «В поисках счастья» американский психолог Мартин Селигман приводит данные предварительных тестов, проведенных в компании MetLife: оказалось, что «оптимисты» продавали на 37% больше страховок, а «неисправимые оптимисты» – и вовсе на 88%. В свою очередь эксперт по счастью Шон Экор в одной из своих заметок в Harvard business review отметил, что сохраняя положительное настроение, мы увеличиваем свою продуктивность на 31%, шанс получить повышение на 40% и снижаем симптомы стресса на 23%.
От счастливых сотрудников к счастливым клиентам

Замерять настроения в коллективе и индекс счастья сотрудников в BI Group намерены каждые три месяца. Это, по мнению Софии Акмешевой, поможет отслеживать прогресс и обнаруживать новые зоны для развития. Ведь изменение корпоративной культуры большой компании – это не дело месяца или даже года, а серьезный длительный процесс.

Впрочем, в BI Group через трансформацию корпоративной культуры хотят улучшить качество взаимоотношений не только между сотрудниками, но и внешними клиентами (владельцы и покупатели квартир).

«Мне нравится равенство, к которому мы пришли. Счастливые сотрудники = счастливые клиенты. Если раньше мы говорили, что для нас важны счастливые клиенты, то сейчас есть понимание, что прийти к этому можно только через счастливых сотрудников. Ведь что может быть лучше, когда люди смотрят на тебя и говорят с энтузиазмом: «Ты работаешь в BI Group? Вы реально строите счастье!» – делится в заключение Индира Кашкынбаева.
Екатерина Корабаева
Автор материала
Оцените наш материал
Поделитесь с друзьями
Читайте также:
Made on
Tilda